ЭТАП УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 12-15 ЛЕТ

Основные положения спортивной подготовки детей 12-15 лет

Индивидуализация и работа в команде. Этап углубленной специализации принципиально отличается от предыдущих этапов. Групповая и командная суть футбола выходит на первый план. Футболисты не только способны понять ее, но и с удовольствием принимают новые масштабы игры в футбол. Подросткам нравится взаимодействовать друг с другом. Они прекрасно осознают пользу от этого. И вообще, желание ребенка этого возраста играть в группе и команде, вещь абсолютно естественная. Это дает новые возможности в тренировочном процессе и игровой деятельности.

Однако не следует забывать об индивидуальности. Сильный крен в тренировочном процессе в сторону групповых и командных взаимодействий, может заметно ограничить индивидуальный потенциал ребенка. И большая работа, проведенная на предыдущих этапах сойдет на нет. Поэтому главная задача тренера на этом этапе — максимально поощрять проявление индивидуального мастерства в рамках командных взаимодействий. Поощрять и всячески способствовать его росту.

На этап углубленной специализации приходится так называемый пубертатный период в развитии ребенка. Это накладывает колоссальный отпечаток и на тренировочный процесс. Наблюдается бурное развитие систем организма, и не у всех это происходит в одно время. Поэтому в команде одного возраста дети сильно разнятся по своим физическим возможностям и психическому развитию. Это нормально, но тренеру обязательно следует учитывать данный факт при построении тренировочного процесса, и дозировать нагрузку в соответствии с биологическим развитием ребенка.

При достижении этого этапа дети обычно уже имеют большой опыт занятий футболом. Их двигательная база обширна. Они знакомы со всеми техническими элементами и способны много и разнообразно двигаться. Но навыки эти сформированы еще не окончательно. Часто можно наблюдать, как ребенок этого возраста прекрасно выполняет какое-либо действие самостоятельно, но стоит добавить требование по скорости выполнения или противопоставить сопротивление противника, как структура выполняемого двигательного действия ломается и оно выполняется с ошибками или не выполняется вовсе. Поэтому на этом тренировочном этапе основное внимание уделяется совершенствованию двигательных навыков. То есть умению выполнять любые действия без потери эффективности. Выполнять при лимите времени и пространства, при сопротивлении соперника, под давлением психологических факторов, в неблагоприятных погодных условиях и т.д.

Именно на этом возрастном этапе функциональные возможности девочек и мальчиков начинают критически различаться. Также разнополые дети в этом возрасте начинают проявлять друг к другу не только спортивный интерес. Это делает их совместную работу не целесообразной, поэтому в это время необходимо разнополых детей разделить и создать отдельные группы со своими тренировочными программами.

Задачи тренировочной программы для детей 12-15 лет

Опираясь на основные положения этапа углубленной специализации и возрастные характеристики детей данного возраста можно определить ряд приоритетных задач.

Психологическая подготовка

  • сохранение интереса к футболу
  • преумножение стремления к своему развитию
  • стимулирование к постановке перспективных целей и планирование достижений
  • дальнейшее развитие важнейших черт спортивного характера (смелость, решительность, инициативность, целеустремленность)
  • стимулирование процессов мышления, вывод на новый уровень быстроты и масштаба мышления в игровой деятельности

Технико-тактическая подготовка

  • совершенствование техническим элементам индивидуально и в группах
  • обучение и дальнейшее совершенствование взаимодействий как в группах, так и в масштабах команды
  • совершенствование индивидуальным тактическим действиям (открывание, закрывание, страховка, контроль зоны)
  • приобретение навыков игры в рамках разных тактических схем, решая разные тактические задачи
  • совершенствование групповых тактических действий в обороне и атаке, в ходе игры и при стандартных положениях
  • совершенствование командных принципов ведения игры (ширина расположения при обороне и атаке, переход от обороны к атаке и наоборот, смена направления при развитии атаки, создание численного преимущества)

Физическая подготовка

  • развитие аэробных способностей
  • совершенствование специальной ловкости
  • укрепление основных мышечных групп, статическая и динамическая работа с сопротивлением и без
  • развитие скоростно-силовых качеств
'