ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 9-12 ЛЕТ

Основные положения спортивной подготовки детей 9-12 лет

Индивидуализация в приоритете. Этот постулат остается главным и на этапе начальной специализации. Несмотря на уже ясное понимание детьми этого возраста командной сути футбола, проявление их индивидуальности является приоритетной тренерской задачей. Дети уже начинают играть в достаточно осмысленный футбол, взаимодействуют в малых группах и командно в усеченном формате (от 6х6 до 9х9). И вот главной задачей тренера на этом этапе является не поддаться соблазну акцентировать внимание на командных действиях в играх, угнетая развитие индивидуальности. Именно сейчас, когда дети 9-12 лет уже обладают немалым набором технических навыков, именно сейчас, когда происходит становление личности и бурное развитие сопутствующих качеств, именно сейчас им необходимо наличие возможности проявлять и совершенствовать себя как индивидуум. Ментально, технически и физически.

Этап начальной специализации юных футболистов сознательно называют «золотым возрастом» для обучения, поскольку подростки впечатляют своим желанием двигаться, играть и добиваться успеха. Быстрые и ловкие движения даются сравнительно легко. Вот как раз таки сейчас, на фундаменте обширного набора базовых знаний, умений и навыков, освоенных в детском возрасте, должна начаться целенаправленная футбольная подготовка. Также принципиально важным моментом стратегии подготовки на этапе начальной специализации является нахождение оптимального соотношения между технической и физической подготовкой. Техническое совершенствование должно быть не только максимально разнообразным и не допускающим формирования жестких двигательных навыков, но и находиться в соответствии с уровнем развития различных кондиционных двигательных качеств.

На данный этап дети приходят уже с определенной сформированной базой двигательных умений и навыков. Эта база достаточно обширна, но еще не закреплена. Выражаясь терминологией русского языка, дети выучили алфавит и пишут слова. Теперь они могут написать много слов, но делают это не всегда верно и с ошибками. Вот тут то и необходимо учить составлять слова в предложения, попутно исправляя ошибки. То есть, переходя на спортивный язык, закреплять и совершенствовать приобретенные ранее индивидуальные навыки, объединяя их в групповые действия, а групповые действия в командные.

В этом возрастном периоде также возможно занятия девочек и мальчиков в одной группе. Уровень физической подготовленности у разнополых детей остается примерно одинаковым до начала пубертатного периода, то есть до следующего тренировочного этапа углубленной специализации.

Задачи тренировочной программы для детей 9-12 лет

Опираясь на основные положения этапа начальной специализации и возрастные характеристики детей данного возраста можно определить ряд приоритетных задач.

Психологическая подготовка

  • сохранение и преумножение любви и интереса к футболу
  • развитие и создание нужных условий для культивирования важнейших черт спортивного характера (смелость, решительность, инициативность, целеустремленность)
  • стимулирование процессов мышления, развитие быстроты мышления в игровой деятельности

Технико-тактическая подготовка

  • совершенствование чувства мяча
  • обучение, закрепление и совершенствование техническим элементам индивидуально и в малых группах
  • обучение и дальнейшее совершенствование взаимодействий в малых группах
  • совершенствование индивидуальным тактическим действиям (открывание, закрывание, страховка, контроль зоны)
  • приобретение навыков игры в рамах разных амплуа
  • обучение и дальнейшее совершенствование групповых тактических действий в обороне и атаке
  • дальнейшее обучение основным командным тактическим действиям (ширина расположения при обороне и атаке, переход от обороны к атаке и наоборот, смена направления при развитии атаки, создание численного преимущества)

Физическая подготовка

  • совершенствование техники передвижения
  • увеличение объема общей базы двигательных действий
  • развитие ловкости, координации, быстроты, аэробных возможностей
  • укрепление основных мышечных групп

'